Таинство Венчания

Размещено Июл 26, 2017 | 0 комментариев

Таинство Венчания

Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Венчающаяся пара — обещает хранить верность друг другу.

Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Ниже приведена информация, которая позволит вам узнать о некоторых особенностях проведения Таинства Венчания непосредственно в нашем Храме.

Пожалуйста, не забудьте заранее обсудить со священником все вопросы, которые у вас есть по-поводу Таинства Венчания и ответы на которые здесь не представлены.

День Венчания:

выбирается по венчальному календарю (уточняйте по телефону в лавке) для невест – выбирая день Венчания, пожалуйста, помните, что в дни женского месячного очищения Таинство Венчания не производится;
выбранная вами дата должна быть заранее согласована со священником:
• для этого потребуется подъехать в Храм и лично
обсудить все имеющиеся вопросы;
• время Венчания также оговаривается (обычно – это 13.00);

Таинство Венчания длится приблизительно 1 час;
по предварительному согласованию со священником вы можете украсить Храм цветами;фото и видеосъемка – 1 человек (или фотограф или видеосъемка), заранее оговаривается.
Для таинства Венчания необходимо:предварительное собеседование со священником;
Венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания — женихом и невестой;

Венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;

Рушник (венчальное полотенце) — обязательно однотонное: белое или розовое (для постилания под ноги).
Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;

Обручальные кольца — допустимы украшения из драгоценных камней.
По церковному уставу кольца должны быть
разными: у жениха – золотое, а у невесты
– серебряное (желательно это соблюсти).

Обязательные требования для венчающихся:

пожалуйста, постарайтесь проверить крепость и верность своих чувств друг к другу, дабы избежать подачи прошения о церковном расторжении брака по причине «не сошлись характерами»;
постарайтесь заранее проверить свою способность смиряться с
возможными моментами гордости, самомнения и эгоизма вашего
избранника/избранницы, чтобы для вашего семейного союза
это не стало неожиданным открытием и дорогой к расторжению
брака, заключенного перед Господом;
«Крест Господа» – в семейной жизни – это ваша любовь, смирение,уважение и жертвенность по отношению друг к другу.

Обязательно жених и невеста:

должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Если люди хотят
супружеской жизни, но не хотят ее узаконить, то такие отношения Церковь освятить не может;
не должны иметь обязательств жениться или выйти замуж за другого;
не могут состоять:
• в кровном родстве – вплоть до четвертой степени родства
(т.е., например, с троюродным братом
или сестрой);
• в духовном родстве:
– если желающие вступить в брак являются крестным и крестной
у одного и того же человека;
– если вы желаете вступить в брак с вашим крестником или крестницей;
– если вы желаете вступить в брак с вашим крестным или крестной;
должны исповедоваться накануне венчания (по окончании вечернего богослужения);
прийти в Храм в день Венчания к началу службы (, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.
В день Венчания – причаститься Святых Христовых Тайн;
должны быть с нательными крестиками.
Желательные требования для венчающихся:

за 3 дня до Венчания подготовиться к Таинствам исповеди и причастия:
• постом – воздержание от скоромной пищи: мяса, яиц, молока
и молочных продуктов, а если супружеская жизнь
уже имеет место – воздержание от брачных
отношений;
• и молитвами – к домашним вечерним молитвам добавляется
правило ко Святому Причащению (оно
включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также
Последование ко Святому Причащению);
жениху и невесте желательно иметь шаферов (свидетелей), которые будут держать венцы.
Требования к свидетелям:

оба свидетеля обязательно должны быть крещенными в православной вере и присутствовать на Таинстве Венчания в нательных крестиках;
свидетелями не могут быть родители венчающихся;
свидетелями не могут стать разведенные супруги – т.к. сами не сохранили благодати, полученной ими в Таинстве Венчания и не могут быть верными духовными руководителями для создаваемой семьи;
свидетелями не могут стать люди, живущие в «гражданском», не
зарегистрированном в ЗАГСе, браке – открыто живя во блуде, они вообще не могут приступать к Церковным Таинствам.
Наличие свидетелей не является обязательным условием для совершения Таинства Брака: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
Некоторые особенности одежды невесты:

у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
косметика и украшения – или отсутствовать, или в минимальном
количестве,т.к. вам предстоит в день Венчания быть еще и на Литургии, то всовокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно и безболезненно, подумайте об обуви без каблука.

Возраст венчающихся:

нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления
в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет (Это препятствие не распространяется на тех, кто вступил в гражданский брак в более раннем возрасте, и только в преклонном возрасте возымел желание получить церковное благословение).
Церковь не освящает союз между или с:

иноверцами – представителями нехристианских религий (например,мусульмане). Принадлежащий к нехристианской
конфессии крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православном таинстве,каким является венчание.
некрещеными (и не собираются принять крещение перед Венчанием);атеистами;людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь,лишает их возможности свободно и осознанно
проявлять свою волю.
Возможные варианты для Венчания:

в особых случаях может быть сделано исключение и в отношении
конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может
дать только правящий архиерей;
православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с
инославными (с католиками, протестантами, лютеранами,
армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.
Ограничения на освящение брачного союза Церковью:

если один из будущих супругов состоит в церковном или гражданском браке. Гражданский брак должен быть сначала расторгнут, а для церковного брака добавляется еще и условие благословления архиерея на новый брак;Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, т.е. Таинство Венчания не будет совершено если одна из сторон вступает уже в
четвертый гражданский брак (даже если церковный брак в этом случае– впервые);лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине,вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.
Вступление в брак с духовным лицом:

если вашим избранником является человек, решивший стать священником,то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана; вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.
Повторное Венчание допускается:

если второй брак зарегистрирован в ЗАГСе;
у правящего архиерея получено благословение на второе Венчание.
Поведение в Храме во время Таинства Венчания:

Таинство Венчания – это не действо, не представление, это – молитва;по возможности, пожалуйста, отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником: в течении всей церемонии Церковь почти ни о ком больше не молится, как только женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
все присутствующие при Венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
если вы пришли заблаговременно и еще застали окончание Литургии,пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что вы находитесь в Храме,где совершается молитва;
по возможности воздержитесь от не необходимых и громких разговоров и смеха.
Можно ли свидетелям менять руку во время венчания?
Свидетель (-ница), который держит венец над головой жениха (невесты) при необходимости может сменить руку.

Родительское благословление (в соответствии с традициями).

Жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;
если иконы вешаются над кроватью молодоженов, то они должны быть снабжены легкой занавеской;если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
в старину помимо благословления у родных родителей принято было получать благословление и у крестных родителей.
Однако: когда родители не дают разрешения, исходя из каких-либо житейских ли эгоистических соображений, то, если они не принимают увещания священника, дозволяется совершить венчание без согласия родителей.
Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?

с т. з. Церкви сутки начинаются с вечера;
за Венчанием последует супружеская ночь;
т.о., если Венчаться во вторник или в четверг, то супружеская ночь попадает на время поста – с вечера вторника/четверга, что недопустимо;
при Венчании в среду/пятницу супружеская ночь наступает в период,когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).
Краткое описание Обручения:

Обручение (предшествует Венчанию) – скрепляет взаимные обещания
вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед
лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу
и усмотрению.
Для большего осознания, что обручение совершается перед лицом Божиим, жених и невеста предстают перед святыми дверями храма,а священник, символизируя Господа Иисуса Христа – находится в алтаре.
Священник вводит венчающихся в храм – с этого момента пара, перед лицом Самого Бога, в его Храме, начинает свою новую супружескую жизнь.
Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха,который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту,произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника,все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословления. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословления венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы,Которая все совершает и утверждает.
Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.
Краткое описание Венчания:Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением,прославляющим благословлённое Богом супружество.
Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу плат (белый или розовый). На него становятся венчающиеся.
Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
Священник провозглашает сопричастность брачующихся Царству
Божиему, затем – произносится краткая ектения о благосостоянии душевном и телесном.
Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак; благословить, сохранить и помянуть брачующихся и о том, чтобы Господь сочетал брачующихся, венчал их в единое целое и даровал им детей.
По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.
Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая
благословления Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным благословлением жениха и невесты.
По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя:“Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
 Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз
уподобляется союзу Христа и Церкви: это и самопожертвование Христа за грешных людей и последователи Его, готовые жизнь отдать за свою веру и любовь к Господу. Венчающимся пытаются донести страх опечалить любимого, нарушить душевное единение семьи.
Лишиться любви – значит, лишиться присутствия Божия в семейной жизни. Муж и жена равны между собой и повинуются Господу Иисусу Христу. Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского союза и освящении его.
Молитва о сохранении венчающихся в мире и единомыслии, чтобы брак был честным и дожили они до старости, исполняя заповеди Божии от чистого сердца.
После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением
неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.
Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам,отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие,ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва(с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.
Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя,невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Это суеверные утверждения, НЕ относящиеся к Православной вере:

ο младшим братьям/сестрам нельзя выходить замуж раньше, чем старшие;
ο нельзя Венчаться будучи беременной;
ο нельзя сочетаться браком и Венчаться в високосный год;
ο упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча – предвещают
всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю
смерть одного из супругов;
ο тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное
полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье;
ο тот, чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет;
ο нельзя венчаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.

Перейти к верхней панели